[ На первую страницу ] [ О сайте ]

      География была для него больше, чем предмет - самой жизнью, с ее нескончаемым путешествием по времени и пространству.

      На учительском столе был установлен настоящий штурвал, на полу был "брошен" якорь.
     Весь кабинет был словно сколком большого фрегата и его корма прорезала голубые волны боковых стен. Высокая нарисованная мачта, белый парус странствий создавали иллюзию морского пространства.
     Потолок был звездной картой и по созвездиям Марат Иванович вел уроки. О начале плавания возвещал колокол...

Бриллиант (Нудельман) Светлана,
10"а", выпуск 1976 г.

Казанский сирота

      На стенах под потолком на разных полочках стояли куклы, статуэтки народов мира, живущих на экваторе, в тропиках, субтропиках; предметы быта жителей разных стран мира; шхуна Санта Мария и много чего еще.       Марат Иванович, похоже, всю жизнь грезил о разных странах, путешествиях, мечтал посмотреть мир, пообщаться с людьми разного уклада жизни, разных традиций, разного темперамента. И хотел, чтобы мы знали, что в мире нет однозначности, что везде все по-разному, что много диковин вокруг.



      Поэтому собирал своеобразный музей. Экспонаты ему привозили отовсюду. В основном, родители учеников. Чего только не было на стеллаже позади парт, рядом с умывальником. Осколок пирамиды Хеопса, нефть из Эмиратов, кораллы с Красного, Черного, Средиземного морей, всевозможные морские звезды, два морских ежа, морские коньки, ракушки. Марат Иванович очень трепетно обустраивал свой кабинет, все делал своими руками.

Как настоящий рулевой он вел нас по жизни, оберегая от бед, прививая необходимые навыки, проявляя чудеса тепимости, делясь своей мудростью, показывая на личном примере, что значит жить сочно, взахлеб.
И дорога, которую он нам указал, для многих стала дорогой ввысь, идти по которой тяжело, но чертовски увлекательно.